Bыгрузка пепелаца для съёмок фильма "Кин-дза-дза!".
Пустыня Каракумы, Тypкмения, 1986 год.
Пo воспоминаниям режиссёра Георгия Данелии, мастерские киностудии "Мосфильм" отказались изготавливать пепелац. Пришлось обходиться своими силами - Данелия и художник-постановщик Теодор Тэжик использовали хвостовую часть найденного ими на авиасвалке самолёта Ту–104, покрыли её пенополиуретаном и покрасили, чтобы сделать внешнее покрытие похожим на ржавчину. Дверь и колёса были изготовлены работником "Мосфильма" Александром Батынковым.
Фильм должен был сниматься весной, однако произошла ошибка, и пепелац, отправленный из Москвы в Туркмению по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Железнодорожники, не зная, что такое "пепелаца", не могли ничего отыскать. В результате директору "Мосфильма" пришлось подключать КГБ. Пепелац был найден лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне весенних съёмок снимался летом, в самый разгар страшной летней жары.
Еще одна занятная история связана с гравицаппой — устройством для межпланетных и межгалактических перемещений.
"После выхода фильма ко мне обратился американский режиссер с предложением делать спецэффекты для его картины. Сказал, что его впечатлило, как у нас летает пепелац. А я ему: "А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицаппу. Мы поставили ее на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом". Он и обратился", — вспоминает Данелия.
Американец действительно обратился к советским военным. После этого режиссёру позвонили из Минобороны и наорали: "Вы что дурака валяете?" А тот ответил, что военным стоило бы радоваться тому, что американцы верят в существование такой супертехники.